Для взрослых Стиль Семья Философия Красота и Здоровье
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...

Проблема сущности живого и его отличия от неживой материи


Проблема сущности живого и его отличия от неживой материи

В современной науке в основе представлений о строении материального мира лежит системный подход, согласно которому любой объект материального мира, будь то атом, планета и т.д. может быть рассмотрен как система – сложное образование включающее составные части, элементы и связи между ними. Элемент в данном случае означает минимальную, далее неделимую часть данной системы.

Совокупность связей между элементами образует структуру системы, устойчивые связи определяют упорядоченность системы. Связи по горизонтали – координирующие, обеспечивают корреляцию системы, ни одна часть системы не может измениться без изменения других. Связи по вертикали – связи субординации, одни элементы системы являются более значимыми, чем другие, и подчиняются им. Система обладает признаком целостности – это означает что все ее составные части, соединяясь в целое, образуют нечто обладающее качествами, не сводимыми к качествам отдельных элементов. Согласно современным научным взглядам все природные объекты представляют собой упорядоченные, структурированные, иерархически организованные системы. В естественных системах выделяют два больших класса систем: системы живой и неживой природы. Принято так же выделять три уровни строения материи.

Макромир – мир макрообъектов, размерность которых соотносима с масштабами человеческого опыта: пространственные величины от долей миллиметра до километров и временные измерения от долей секунды до лет.

Микромир – мир предельно малых непосредственно ненаблюдаемых объектов, пространственная размерность от 10-8 см. до 10-16 см, а время жизни – от бесконечности до 10-24 с.

Мегамир – мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние измеряется световыми годами, а время миллионами и миллиардами лет.

В развитии биологии выделяют три основных этапа. Первый – систематики (Карл Линней), второй – эволюционный (Чарльз Дарвин), третий – микробиологии.

Современная биология при описании живого идет по пути перечисления основных свойств живых организмов. При этом подчеркивается, что только совокупность данных свойств может дать представление о специфике жизни.

  Первое. Живые организмы характеризуются сложной, упорядоченной структурой. Уровень их организации значительно выше, чем в неживых системах.

Также живые
тела отличаются от неживых наличием
обмена веществ, способностью к росту и
развитию, активной регуляцией своего
состава и функций, способностью к
движению, раздражимостью, приспособленностью
к среде и т.д. Неотъемлемым свойством
живого является деятельность, активность.
«Все живые существа должны или действовать,
или погибнуть. Мышь должна находиться
в постоянном движении, птица летать,
рыба плавать и даже растение должно
расти» .

Одной из
важнейших проблем современного
естествознания является изучение
цикличности процессов, протекающем в
живом организме. Эта проблема интересует
врачей и авиаторов, садоводов и
орнитологов, биохимиков и генетиков,
биофизиков и иммунологов, физиологов
и космонавтов.

Идея
ритмического течения процессов в природе
и человеческой жизнедеятельности имела
приверженцев еще в самый ранний период
развития естествознания. В IV в. до н. э.
гениальный мыслитель древности Аристотель
писал: "Продолжительность всех этих
явлений, и беременности, и развития, и
жизни совершенно естественно измерять
периодами. Я называю периодами день и
ночь, месяц, год и времена, измеряемые
ими, а кроме того, лунные периоды...
Подобно тому, как море и всякого рода
воды стоят, как мы видим, неподвижно или
волнуются соответственно движению или
покою ветров, а воздух и ветры --
соответственно периодам солнца и луны,
а также и то, что возникает из них или в
них, необходимо следовать за этими
периодами, ибо в порядке вещей, чтобы
периоды менее важные следовали за более
важными."

Отличие живого от неживого


Живым считалось все то, что растет [+ копируется], дышит, передвигается, питается, рождается и умирает
[а вот, медузы не умирают; одноклеточные - тоже].
Затем появились более профессиональные определения свойств живых организмов:


  1. Живые организмы характеризуются сложной, упорядоченной структурой.
    Уровень их организации значительно выше, чем в неживых системах.

  2. Живые организмы получают энергию из окружающей среды [гланым образом - с помощью дыхания?],
    используя ее на поддержание своей высокой упорядоченности.
    Большая часть организмов прямо или косвенно использует солнечную энергию.
    Кроме того, живые объекты осуществляют обмен веществ с окружающей средой.

  3. Живые организмы активно реагируют на окружающую среду
    [сначала ощущением, потом - движением от/к, включением в себя, соединением с, изменением себя или вокруг...].
    Способность реагировать на внешние раздражения – универсальное свойство всех живых существ, как растений, так и животных.
    [Ощущение - главная загадка живого; это - начало души.]

  4. Живые организмы не только изменяются [где об этм сказано?], но и усложняются.

  5. Все живое размножается. Эта способность к самовоспроизведению, пожалуй, самая поразительная способность живых организмов.
    Причем потомство и похоже, и в то же время чем-то отличается от родителей.
    В этом проявляется действие механизмов наследственности и изменчивости, определяющих эволюцию всех видов живой природы.

    Сходство потомства с родителями обусловлено ещё одной замечательной особенностью живых организмов –
    передавать потомкам заложенную в них информацию, необходимую для жизни, развития и размножения.
    Эта информация содержится в генах –
    единицах наследственности, мельчайших внутриклеточных структурах.
    Генетический материал определяет направление развития [роста] организма.

  6. Живые организмы хорошо приспособлены к среде обитания и соответствуют своему образу жизни.

  7. Живое способно к саморегуляции. Живая система работает против возрастания энтропии.

жизнь есть свойство существования макроскопических гетерогенных открытых сильно неравновесных систем, способных к самоорганизации и самовоспроизведению.


     Биологию можно определить как науку о живом, о строении живой материи и процессах с ее участием, о формах и развитии живого, распространенности живых организмов и их природных сообществ, взаимосвязях живой и неживой природы.


     Три концептуальных уровня биологического знания:

2. Если взять живой организм и
его же свежий труп, то есть жизнь и нежизнь в самом прямом смысле, то налицо
следующие факты:

- "сложность окружающего мира"
для обоих одинакова - это один и тот же Мир;
- "кирпичный состав" обоих одинаков и на атомарном, и на молекулярном уровне,
даже на макроподсистемном;
- оба - открытые системы, изменяются, тем самым изменяя и окружение.

Стоит задуматься, чем живой организм, реальнаяЖизнь, отличается от своего же трупа, от Смерти, не жизни.Нет бессметныхорганизмов даже среди простейших. И с точки зрения любого конкретногоорганизма важнейшим содержанием его жизни является не его создание покакому-то "чертежу", поскольку до этого создания самого именно этогоорганизма, как такового, не было. С этой точки зрения не являетсясодержанием именно его жизни появление его
потомков, его копий. Это -похожие организмы, но не он
конкретно и
их жизнь - не его Жизнь. Другимисловами, воспроизводство
Жизни не есть сама Жизнь. Жизнь с большойбуквы, будь то
Жизнь конкретного организма, Жизнь популяцииорганизмов,
Жизнь планетного биоценоза когда-то начинается и когда-то
заканчивется и Жизнью с большой буквы как раз и называется именно этотпромежуток между возникновением Живого и его кончиной и ничего более.

С точки зрения Барбараш, живая материя принципиально отличаетсяот неживой использованием кодирования, "им аминокислотой - одна из 64! (факториал 64-х) возможныхкод, одна и та же система соответствий между триплетом и кодируемойнуклеотидов. При этом во всех организмах использован один и тот жебиохимии аминокислот (из сотен известных!) обозначается триплетомудивительным фактом обозначения. Каждая из 20-ти используемых вчто неразрывно связано с".

Но, труп - уже не живой организм, уже не Жизнь.Однако, он также, как и живой организм имеет и "сходную" структуру, и"сходный один и тот же код, одна и та же система соответствий междутриплетом и кодируемой им аминокислотой - одна из 64! (факториал 64-х)возможных", чем плотоядное живое множество с удовольствием пользуется.

Таким образом, размножение – это свойство организмов производить себе подобных.

Благодаря репродукции не только целые организмы, но и клетки, органеллы клеток (митохондрии, пластиды и др.) после деления сходны со своими предшественниками. Из одной молекулы ДНК при ее удвоении образуются две дочерние молекулы, полностью повторяющие исходную.

В основе самовоспроизведения лежат реакции матричного синтеза, т.е. образование новых молекул и структур на основе информации, заложенной в последовательности нуклеотидов ДНК. Следовательно, самовоспроизведение – одно из основных свойств живого, тесно связанное с явлением наследственности.

Наследственность. Наследственность заключается в способности организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Признаком называют любую особенность строения на самых различных уровнях организации живой материи, а под свойствами понимают функциональные особенности, в основе которых лежат конкретные структуры. Наследственность обусловлена специфической организацией генетического вещества (генетического аппарата) – генетическим кодом. Под генетическим кодом понимают такую организацию молекул ДНК, при которой последовательность нуклеотидов в ней определяет порядок аминокислот в белковой молекулу. Обеспечивается явление наследственности стабильностью молекул ДНК и воспроизведение ее химического строения (редупликацией) с высокой точностью. Наследственность обеспечивает материальную преемственность (поток информации) между организмами я в ряду поколений.

Изменчивость-это свойство как бы противоположно наследственности, но вместе с тем тесно связано с ней, так как при этом изменяются наследственные задатки – гены, определяющие развитие тех или иных признаков. Если бы репродукция матриц – молекул ДНК – всегда происходила с абсолютной точностью, то при размножении организмов осуществлялась бы преемственность только существовавших прежде признаков, и приспособление видов к меняющимся условиям среды оказалось бы невозможным. Следовательно, изменчивость – это способность организмов приобретать новые признаки и свойства, в основе которой лежат изменения биологических матриц.

Изменчивость создает разнообразный материал для естественного отбора, т.е. отбора наиболее приспособленных особей к конкретным условиям существования в природных условиях, что в свою очередь, приводит е появлению новых форм жизни, новых видов организмов.

Рост и развитие. Способность к развитию – всеобщее свойство материи. Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. В результате развития возникает новое качественно состояние объекта, вследствие которого изменяется его состав и структура. Развитие живой формы существования материи представлено индивидуальным развитием, или онтогенезом, и историческим развитие, или филогенезом.

На протяжении онтогенеза постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организмов. В основе этого лежит поэтапная реализация наследственных программ. Развитие сопровождается ростом. Независимо от способа размножения все дочерние особи, образующиеся из одной зиготы или споры, почки или клетки, получают по наследству только генетическую информация, т.е. возможность проявить те или иные признаки. В процессе развития возникает специфическая структурная организация индивида, а увеличение его массы обусловлено репродукцией макромолекул, элементарных структур клеток и самих клеток.

Филогенез, или эволюция, — это необратимое и направленное развитие живой природы, сопровождающееся образованием новых видов и прогрессивным усложнением жизни. Результатом эволюции является все многообразие живых организмов на Земле.

Раздражимость. Любой организм неразрывно связан с окружающей средой: извлекает из нее питательные вещества, подвергается воздействию неблагоприятных факторов среды, вступает во взаимодействие с другими организмами и т.д. В процессе эволюции у живых организмов выработалось и закрепилось свойство избирательно реагировать на внешние воздействия. Это свойство носит название раздражимости. Всякое изменение окружающих организм условий среды представляет собой по отношению к нему раздражение, а его реакция на внешние раздражители служит показателем его чувствительности и проявлением раздражимости.

а что касаемо ДУШИ, то скорее всего не душа есть у растений (именно как у человека), а свой уровень сознания! ведь растения тоже обладают своим энергитеским полем! оно просто имеет более длинные вибрации как бы!

Таким образом, все важные отличия
живой материи, перечисленные энциклопедией,
оказались следствием одного главного,
принципиального свойства. Но если бы не
было изменено определение информации, не
была учтена роль кодирования, то и
кристаллы соли, растущие в насыщенном
растворе, по новой дефиниции попали бы в
категорию живой материи. Интересно, что
новая дефиниция показывает точку старта
биологической эволюции, которая оставалась
размытой при многофакторном определении
Жизни.

Моментом рождения во Вселенной
известной нам Жизни является
возникновение кодирования, связанное с
появлением наследственной информации.         

Все живые организмы питаются, дышат, растут, размножаются и
распространяются в природе. Эти признаки должны быть отражены в определении
жизни. В современном естествознании понятием "жизнь" или "живое"
обозначается высшая из природных форм движения материи, которая характеризуется
самообновлением, саморегуляцией и самовоспроизведением равноуровневых открытых
систем, основу которых составляют белки, нуклеиновые кислоты и фосфорорганические
соединения.

Из вышесказанного однозначно вытекает вывод о невозможности процессов развития в неживой материи. Только деградация. Только нарастание энтропии. Для живой же материи самым насущным является сохранение своего существования, увеличение надежности существования. Исходя из этого самым абстрактным, философским определением процессу развития, с учетом случайного, будет: «Развитие – это увеличение вероятности существования живого материального объекта». «Деградация – это снижение вероятности существования живого материального объекта с перспективой неизбежной гибели».

Поскольку отдельные живые особи смертны, то процессы развития в них временны. Устойчивое развитие возможно только в популяциях – сообществах живых особей одного биологического вида или в системе популяций разных видов на основе спонтанного естественного отбора. В человеческих популяциях (племенах, странах) к действию естественного отбора добавляется действие искусственного отбора на основе законов и обычаев, действующих в этих популяциях. В последнем случае, вместо процесса развития возможны процессы деградации из-за ошибочных законов.

При конкретизации понятия развитие придется вспомнить о саморегуляции, накоплении информации об окружающем мире, о самоорганизации, универсализации и т.д.

Эволюция.

Это изменение живой материи на основе спонтанного естественного отбора для дикой природы и на основе естественного и искусственного отбора для человеческих популяций. Эволюция может иметь два взаимно противоположных направления: развитие (прогресс) и деградацию (регресс).

(голосов:0)
Похожие статьи:

Цель урока: систематизировать знания учащихся 9 класса о соединениях серы, их окислительно-восстановительных свойствах, месте в биогеохимическом круговороте.

 Задачи урока:

  • на примере круговорота химического элемента серы конкретизировать знания учащихся о важнейших соединениях серы; выявить степень овладения умением составлять окислительно-восстановительные реакции и подбирать коэффициенты методом электронного баланса;
  • используя интегративный подход, осуществляя экологическое воспитание и обучение, развивать у учащихся умение сравнивать, сопоставлять факты, находить аналогии, предсказывать результаты на основании теоретических рассуждений; проводить лабораторные опыты с соблюдением правил техники безопасности;
  • используя приёмы здоровьесберегающих технологий, способствовать формированию валеологических знаний; создавая ситуацию успеха, способствовать преодолению психологической инерции учащихся, использовать знания учащихся, полученные на занятиях элективного курса «Химические элементы и здоровье человека».

Здравствуйте, уважаемые читатели блога репетитора  биологии по Скайпу  biorepet-ufa.ru.

Сегодня мы разберем казалось бы очень тривиальный вопрос, с которого начинается изучение   общей биологии как науки о жизни в любом учебнике.

Что понимается под словом «жизнь»,

каковы признаки живых систем. Ранее говорилось, что существует краткое, но довольно емкое определение жизни как «островков упорядоченности в океане беспорядка».


1.2. Сущность жизни и свойства живого

Вспомните!

Каково происхождение названия науки биологии?

Что вам известно о свойствах и сущности жизни?

Как клетка, так и организм в целом представлены совокупностью упорядоченно взаимодействующих структур (органелл, клеток, тканей, органов), т. е. являются системами.


Комментарии к статье В чем отличие живой материи от неживой:
Загрузка...
loading...


2015-2016